РЕШЕНИЕ МИНСКОГО ГОРОДСКОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА 2 сентября 1999 г. N 909

Документ зарегистрирован в НРПА 15.09.1999 №9/203

РЕШЕНИЕ МИНСКОГО ГОРОДСКОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
2 сентября 1999 г. N 909

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕМОНТА
И РЕКОНСТРУКЦИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ (КВАРТИР) В СУЩЕСТВУЮЩИХ
МНОГОКВАРТИРНЫХ ЖИЛЫХ ДОМАХ В г.МИНСКЕ

В целях приведения городской нормативной базы в соответствие с
требованиями изменившегося законодательства Республики Беларусь,
совершенствования порядка осуществления ремонта и реконструкции
жилых помещений (квартир) в многоквартирных жилых домах за счет
средств собственников, нанимателей и арендаторов данных жилых
помещений (квартир), а также соблюдения законных прав юридических и
физических лиц, чьи интересы затрагиваются в процессе такого ремонта
и реконструкции, Минский городской исполнительный комитет решил:

1. Утвердить Положение о порядке осуществления ремонта и
реконструкции жилых помещений (квартир) в существующих
многоквартирных жилых домах в г.Минске (далее - Положение)
(прилагается).

2. Установить, что работы, выполняемые по инициативе
собственников, нанимателей или арендаторов жилых помещений (квартир)
в многоквартирных жилых домах:

2.1. по капитальному ремонту (перекладка и перенос участков и
узлов инженерных систем; установка и демонтаж стационарного
инженерного оборудования; устройство дополнительных неотапливаемых
помещений за счет остекления существующих балконов и лоджий;
устранение неисправностей элементов несущих стен и каркаса, замена
их на более долговечные и экономичные; оборудование системами
отопления, водоснабжения, канализации, газоснабжения,
электроснабжения и канализации и другими инженерными системами без
перепланировки квартир и устройства новых помещений (ванных комнат,
душевых, санузлов и др.); наружное утепление стен) производятся
только на основании письменных разрешений:
- жилищных ремонтно-эксплуатационных объединений (ЖРЭО)
администраций районов - в домах коммунальной собственности;
- учреждений, предприятий, организаций, на балансе которых
находятся дома, или организаций, осуществляющих управление
совместными домовладениями, - в домах некоммунальной собственности;

2.2. по реконструкции (перепланировка с увеличением общей
площади и (или) объема квартир за счет включения смежных нежилых
помещений общего пользования дома, за исключением помещений
колясочных, подвальных, цокольных и технических помещений и этажей,
чердачных и арочных пространств; объединение 2 и более смежных
квартир в одну; перепланировка квартир без изменения их общей
площади и объема; оборудование в квартирах кухонь, ванных комнат,
душевых, санузлов; устройство неотапливаемых кладовых и погребов под
лоджиями первых этажей домов без занятия подвальных помещений)
производятся на основании решений исполкомов администраций районов
независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности
жилого фонда;

2.3. по реконструкции (перепланировка с увеличением общей
площади (объема) квартир за счет жилых надстроек и пристроек к дому,
присоединения и оборудования по нормам жилых подвальных, чердачных и
арочных пространств, помещений колясочных, цокольных и технических
этажей дома, а также встроенно-пристроенных в дом помещений
общественного, бытового, административного и другого назначения)
производятся на основании решений Минского горисполкома независимо
от форм собственности и ведомственной принадлежности жилого фонда.

3. Установить, что:
- реконструкция жилых помещений (квартир) с включением в их
площадь (объем) переоборудованных по нормам жилых помещений
существующих лоджий, балконов, веранд, террас, а также строительство
новых лоджий, балконов, веранд, террас;
- реконструкция жилых помещений (квартир) с включением в их
площадь (объем) части подвальных и чердачных пространств, а также
помещений технических и цокольных этажей дома могут осуществляться
по комплексному проекту реконструкции (ремонта) дома в целом либо на
обоснованной комплексным проектом части дома.

4. Настоящее решение и утвержденное Положение применяются к
отношениям, возникшим после вступления их в силу, и не отменяют
решений исполкомов администраций районов г.Минска о разрешении
реконструкции жилого фонда, ранее принятых на основании Временного
положения о ремонте и реконструкции жилых помещений (квартир) в
многоквартирных жилых домах в г.Минске, утвержденного решением
Мингорисполкома от 16 ноября 1997 г. N 11.

5. Администрациям районов, главному производственному
управлению жилищного хозяйства Мингорисполкома (Лукьянович Л.Н.)
довести настоящее решение до всех заинтересованных и обеспечить его
исполнение.

6. Предприятиям, организациям и учреждениям, на балансе которых
в г.Минске находятся многоквартирные жилые дома, при выдаче
разрешений на ремонт или реконструкцию жилых помещений (квартир), а
также при осуществлении технического надзора за производством
ремонтно-строительных работ и их приемке руководствоваться
требованиями настоящего решения и утвержденного Положения.

7. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на
заместителя председателя Мингорисполкома Белохвостова В.М.

8. Временное положение о порядке осуществления ремонта и
реконструкции жилых помещений (квартир) в многоквартирных жилых
домах в г.Минске, утвержденное решением Мингорисполкома от 16 января
1997 г. N 11, считать утратившим силу.

Первый заместитель председателя Г.П.СЕНЬКЕВИЧ

Управляющий делами Л.Н.ВОЛОДЬКИНА

УТВЕРЖДЕНО
Решение Минского
горисполкома
02.09.1999 N 909

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке осуществления ремонта и реконструкции жилых помещений
(квартир) в многоквартирных жилых домах в г.Минске

Настоящее Положение определяет порядок осуществления ремонта и
реконструкции жилых помещений (квартир) (в дальнейшем - квартир) в
многоквартирных жилых домах независимо от форм собственности и
ведомственной принадлежности, за исключением домов усадебного типа,
выполняемых по инициативе физических и юридических лиц -
собственников, нанимателей, арендаторов квартир (далее -
инициаторов) или уполномоченных ими лиц.

I. Общие положения

1.1. Ремонт и реконструкция квартир могут осуществляться при
условии соблюдения законных прав и интересов всех жильцов и
собственников ремонтируемых и реконструируемых квартир, а также всех
жильцов и собственников (сособственников) домов.

1.2. В зависимости от характера работ могут осуществляться
следующие виды ремонта и реконструкции отдельных квартир:

1.2.1. ремонт (текущий), связанный с восстановлением
исправности (работоспособности) инженерных систем и оборудования без
перекладки инженерных сетей; устройством и разборкой встроенных
стенных шкафов и антресолей без уменьшения площади жилых помещений;
поддержанием эксплуатационных показателей и санитарно-гигиенических
условий проживания без объединения и перепланировки квартир и
отдельных помещений, а также без изменения их функционального
назначения, -
производится без оформления специального разрешения местных
органов управления, а также предприятий, организаций и учреждений,
на балансе которых находятся дома (далее - балансодержатели), либо
организаций, осуществляющих управление совместными домовладениями;

1.2.2. ремонт (капитальный), связанный с устройством,
перекладкой и переносом участков и узлов инженерных систем;
установкой и демонтажем стационарного инженерного оборудования;
устройством дополнительных неотапливаемых помещений за счет
остекления существующих балконов и лоджий; устранением
неисправностей элементов несущих стен и каркаса, заменой их на более
долговечные и экономичные; оборудованием системами отопления и
водоснабжения, газоснабжения, канализации, электроснабжения,
вентиляции и другими инженерными системами без перепланировки
квартиры и устройства новых помещений: ванных комнат, душевых,
санузлов, кухонь (перечень не исчерпывающий); наружным утеплением
стен, -
производится по письменному разрешению балансодержателей домов
либо организаций, осуществляющих управление совместными
домовладениями *);

____________________________
*) Разрешения на выполнение капитального ремонта в домах
коммунального жилого фонда выдаются территориальными жилищными
ремонтно-эксплуатационными объединениями администраций районов
(далее - ЖРЭО).

1.2.3. реконструкция, связанная с объединением 2 и более
смежных квартир в одну; перепланировкой квартир без изменения их
общей площади и объема; устройством неотапливаемых кладовых и
погребов под балконами и лоджиями первых этажей дома без занятия
подвальных помещений; включением в площадь (объем) квартир помещений
общего пользования дома, за исключением подвальных, чердачных и
арочных пространств, помещений колясочных, помещений технических и
цокольных этажей, помещений встроенно-пристроенных к дому объектов
административного, общественного и другого назначения, -
производится на основании решений исполкомов администраций
районов независимо от форм собственности и ведомственной
принадлежности жилого фонда;

1.2.4. реконструкция, связанная с увеличением площади (объема)
квартир за счет строительства жилых надстроек и пристроек к дому,
присоединения переоборудованных подвальных, чердачных и арочных
пространств, помещений колясочных, помещений технических и цокольных
этажей, а также помещений встроенно-пристроенных к дому объектов
административного, бытового, общественного и другого назначения, -
производится на основании решений Минского горисполкома
независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности
жилого фонда в порядке, определенном Временными правилами застройки
г.Минска, утвержденными решением Мингорисполкома от 23 мая 1996 г. N
341.

1.3. Ремонтно-строительные работы, связанные с включением в
площадь (объем) квартир переоборудованных по нормам жилых помещений
балконов, веранд, террас и лоджий, помещений технических этажей,
арочных и чердачных пространств, а также пристройка новых балконов,
лоджий, веранд и террас, -
производятся в процессе ремонта или реконструкции всего жилого
дома по комплексному проекту либо выделенной комплексным проектом
части дома (пускового комплекса).

1.4. Ремонт и реконструкция квартир коммунального жилого фонда
производятся за счет инициаторов.

1.5. Порядок установки индивидуальных приемных антенн программ
телевидения с искусственных спутников Земли (ИСЗ) определяется
Временным положением, утвержденным решением Мингорисполкома от 10
марта 1994 г. N 164.

1.6. Порядок устройства неотапливаемых помещений за счет
остекления балконов и лоджий регулируется решением Мингорисполкома
от 30 декабря 1992 г. N 667 "Об остеклении балконов лоджий и
экономии топливно-энергетических ресурсов".

1.7. При осуществлении ремонта и реконструкции квартир
запрещается производство работ, ведущих к снижению несущей
способности и эксплуатационной пригодности конструкций здания, к
снижению технической долговечности и сохранности отдельных помещений
или дома, ухудшению внешнего архитектурного облика, а также с
нарушением действующих строительных, ремонтных, противопожарных,
санитарно-гигиенических требований и Закона Республики Беларусь "Об
охране историко-культурного наследия", в том числе:
- работ, приводящих к снижению несущей способности конструкций
(оснований фундаментов, колонн, стен, балок, перекрытий, опор,
простенков, конструкций крыш и плоских кровель), а также гидро-,
паро-, тепло- и звукоизоляции, био- и огнестойкости несущих и
ограждающих конструкций;
- работ, которые влекут за собой нарушение режима работы систем
вентиляции, дымо- и газоудаления, а также нарушение и ухудшение
параметров работы инженерно-технического оборудования дома или
отдельных помещений;
- оборудование и переоборудование жилых и нежилых помещений,
балконов, лоджий, террас, а также чердаков и плоских кровель - для
содержания животных;
- перепланировка квартир, лишающая часть их жильцов возможности
пользования кухней, туалетом, ванной, душем и другими нежилыми
подсобными помещениями;
- устройство жилых комнат без естественного освещения;
установка перегородок, попадающих в оконные проемы;
- установка в квартире дополнительных стационарных и переносных
приборов или увеличение мощности существующих приборов инженерных
систем квартиры, если это повлечет увеличение предельно допустимых
расчетных инженерных нагрузок на одну квартиру дома.

1.8. Запрещается выполнение работ по реконструкции отдельных
квартир в домах, находящихся по заключению соответствующих
специализированных предприятий и организаций в предаварийном или
аварийном состоянии.

1.9. При реконструкции квартир государственного жилого фонда
допускается уменьшение жилой (общей) площади, а также количества
жилых комнат, если это обусловлено требованиями противопожарных и
(или) санитарно-гигиенических норм и не может повлечь за собой
возникновение права постановки на учет в качестве нуждающихся в
улучшении жилищных условий, на получение кредитов (субсидий) на
приобретение, строительство (реконструкцию) жилья или на получение
льгот по оплате коммунальных услуг, а также нарушение действующих
строительных норм и правил.

1.10. Отступление от действующих строительных норм и правил при
проектировании реконструкции квартир может осуществляться по
согласованию в установленном порядке с Министерством архитектуры и
строительства Республики Беларусь.

1.11. Инициаторы - физические лица, осуществляющие ремонт или
реконструкцию квартир за счет льготных кредитов или субсидий
государства, освобождаются от оплаты городским службам за услуги при
выдаче технических условий на проектирование, а также за
согласование проектной документации.

1.12. Ремонт и реконструкция квартир в домах, находящихся под
охраной государства как объекты историко-культурного наследия,
производятся по согласованию с Комитетом по охране
историко-культурного наследия при Министерстве культуры Республики
Беларусь.

II. Порядок получения разрешений на выполнение
капитального ремонта квартир

2.1. Для получения разрешения на выполнение капитального
ремонта квартиры по перечню работ согласно пункту 1.2.2 настоящего
Положения инициатор обращается с заявлением к балансодержателю дома
или в организацию, осуществляющую управление совместным
домовладением.
Заявление подписывается всеми сособственниками, если квартира
является частной собственностью, либо прописанными и проживающими в
квартире совершеннолетними лицами.
К заявлению прилагаются:
- копия технического паспорта квартиры (если квартира является
частной собственностью);
- копия лицевого счета либо договор аренды квартиры;
- перечень (описание) работ, на производство которых
запрашивается разрешение;
- заключение Комитета по охране историко-культурного наследия
при Министерстве культуры Республики Беларусь, если квартира
размещается в доме, который охраняется государством как
историко-культурная ценность.

2.2. При рассмотрении заявления инициатор предоставляет
возможность провести технический осмотр квартиры предприятию,
осуществляющему техническое обслуживание дома.

2.3. Заявление с прилагаемыми документами подлежит рассмотрению
в 15-дневный срок с подготовкой письменного заключения о согласии на
разработку проекта по согласованному перечню ремонтных работ либо
мотивированного отказа.

2.4. В случае положительного письменного заключения инициатор в
установленном настоящим Положением порядке осуществляет разработку,
согласование и экспертизу проекта ремонта.

2.5. Для оформления разрешения на производство ремонтных работ
инициатор представляет:
- согласованный проект ремонта;
- заключение государственной вневедомственной экспертизы по
проекту (если проектом предусматриваются работы по перечню пункта
4.4).

2.6. Балансодержатель дома либо организация, осуществляющая
управление совместным домовладением, в 10-дневный срок рассматривает
проектные материалы, оформляет договор с инициатором на технический
надзор за производством работ и выдает разрешение на производство
работ по (капитальному) ремонту жилого помещения (квартиры) по форме
приложения 1.
При отсутствии у балансодержателя либо организации,
осуществляющей управление совместным домовладением, возможности
проводить технический надзор за производством работ, функции
технического надзора выполняет ЖРЭО администрации района на
договорной основе с инициатором.

III. Порядок получения разрешений на выполнение
реконструкции квартир

3.1. Для оформления разрешения на реконструкцию квартиры
(квартир) по перечню работ согласно пункту 1.2.3 настоящего
Положения инициатор обращается с заявлением в администрацию района
по месту нахождения квартиры.
Заявление подписывается всеми сособственниками, если квартира
является частной собственностью, либо прописанными и проживающими в
квартире совершеннолетними лицами.
К заявлению прилагаются:
- копия технического паспорта квартиры (если квартира является
частной собственностью);
- копия лицевого счета либо договор аренды квартиры;
- копия плана квартиры (квартир), изготовленная государственным
предприятием "Бюро регистрации и технической инвентаризации
г.Минска" (БРТИ г.Минска) в течение 2 месяцев со дня подачи
заявления;
- перечень (описание) работ, на выполнение которых
запрашивается разрешение;
- план-схема перепланировки квартиры (квартир), предварительно
согласованная с отделом архитектуры администрации района, а также
при необходимости и по требованию последнего с районными службами
гигиены и эпидемиологии и Комитетом по охране историко-культурного
наследия при Министерстве культуры Республики Беларусь;
- письменное согласие балансодержателя дома либо организации,
осуществляющей управление совместным домовладением, на выполнение
перепланировки и заявленных работ (в домах некоммунального жилого
фонда);
- согласование (технические условия) с ГП "Энергонадзор";
- письменное согласие собственников (сособственников) квартир
дома, чьи интересы затрагиваются, если предполагаемая реконструкция
связана с присоединением к квартире части помещений общего
пользования дома (тамбура, вестибюля, лифтового холла, лестничной
клетки, межквартирного коридора).

3.2. Согласования (заключения) с отделом архитектуры
администрации района и другими заинтересованными службами района
оформляются письменно на планах-схемах перепланировки квартиры
(квартир) в недельный срок по представлению инициатора.
Дополнительно инициатор обязан представить копию технического
паспорта и (или) план квартиры, выполненный БРТИ г.Минска, а также
перечень предполагаемых работ.

3.3. Заявление подлежит рассмотрению в месячный срок со дня
представления инициатором необходимых документов по перечню п.3.1.
При рассмотрении заявления уполномоченные администрацией района
службы обязаны, а инициатор предоставляет возможность провести
технический осмотр квартиры.
По итогам рассмотрения представленных документов администрация
района готовит и направляет инициатору предварительное заключение о
согласии на разработку проекта реконструкции по конкретному перечню
работ либо мотивированный отказ.
В заключении определяется перечень требуемых согласований
проекта.

3.4. Инициатор в случае положительного заключения администрации
района на реконструкцию квартиры осуществляет:
- оформление перехода ему прав собственности на присоединяемые
к квартире помещения общего пользования, если реконструкция
предполагает такое присоединение;
- согласование и экспертизу проекта.

3.5. *) Оформление перехода прав собственности на
присоединяемые к реконструируемой квартире помещения общего
пользования дома осуществляет собственник дома либо уполномоченный
им орган в установленном законодательством порядке на основании
ходатайства инициатора и при наличии положительного заключения
администрации района на присоединение помещения общего пользования.
В домах коммунального жилого фонда (находящегося на балансе
ЖРЭО) переход прав собственности на включаемые в площадь (объем)
квартиры помещения общего пользования дома оформляются решением
Мингорисполкома по представлению Минского городского комитета по
управлению госимуществом и приватизации.

____________________________
*) Оборудование на лестничной площадке или в межквартирном
коридоре не предусмотренного проектом строительства дома
дополнительного тамбура для пользования жильцами двух и более
квартир без включения площадей тамбура в площади квартир
осуществляется с письменного решения балансодержателя дома по
согласованию с районными службами санитарного и пожарного надзора и
письменного согласия собственников квартир, выходящих на данную
лестничную площадку.
Оборудование на лестничной площадке или межквартирном коридоре
не предусмотренного проектом строительства дома дополнительного
тамбура для пользования жильцами одной квартиры осуществляется в
порядке, предусмотренном настоящим Положением для осуществления
реконструкции квартиры с увеличением ее общей площади за счет
присоединения помещений общего пользования дома.

3.6. Для оформления разрешения на производство работ по
реконструкции квартиры инициатор направляет в администрацию района
заявление, к которому прилагаются:
- копия заключения администрации района о разрешении
проектирования;
- согласованный в установленном настоящим Положением порядке
проект;
- заключение государственной вневедомственной экспертизы по
проекту;
- документы, подтверждающие переход инициатору прав
собственности на присоединяемые к квартире помещения общего
пользования дома (при необходимости, если реконструкция
предусматривает такое присоединение).

3.7. Администрация района в двухнедельный срок со дня
представления рассматривает материалы, принимает решение исполкома о
разрешении реконструкции квартиры.
В решении исполкома указываются:
- инициатор реконструкции и источник финансирования работ;
- перечень и объемы выполняемых работ;
- организационно-нормативный порядок производства
ремонтно-строительных работ;
- порядок осуществления технического и строительного надзора за
производством работ и их приемки;
- условия проживания или отселения жильцов квартиры на период
производства работ;
- особые условия производства работ: организация складирования
стройматериалов; вывоз строительного мусора; уборка мест общего
пользования дома, временное отключение инженерных систем дома и
другие;
- срок окончания ремонтно-строительных работ;
- меры по обеспечению санитарно-гигиенических условий и
безопасности проживания жильцов дома.

3.8. На основании решения исполкома администрации района о
разрешении реконструкции квартиры инициатор совместно с подрядной
строительной организацией осуществляет:
- оформление договора с балансодержателем либо организацией,
осуществляющей управление совместным домовладением, на осуществление
технического надзора;
- оформление разрешения на производство строительных работ в ГП
"Стройнадзор" управления госстройнадзора Мингорисполкома.

IV. Состав, согласование и экспертиза проектной документации

4.1. Проектная документация на (капитальный) ремонт и
реконструкцию квартир разрабатывается лицами, имеющими лицензию
Республики Беларусь на данный вид деятельности, в установленном
законодательством порядке в соответствии с нормативно-техническими
требованиями Республики Беларусь и техническими условиями
предприятий и организаций, осуществляющих техническое обслуживание
дома и его инженерных систем и оборудования.

4.2. При (капитальном) ремонте и реконструкции проектная
документация обязательно разрабатывается на следующие виды работ:
- устройство проемов в несущих и наружных ограждающих
конструкциях;
- ремонт и переустройство несущих конструкций;
- наружное утепление стен;
- разборку, устройство или перемещение перегородок;
- установку (демонтаж) стационарного инженерного оборудования,
оборудование квартир системами водоснабжения, газоснабжения,
отопления, электроснабжения, канализации, мусороудаления,
газоудаления, вентиляции и др.;
- гидро-, пароизоляция;
- остекление балконов и лоджий;
- замену оконной столярки.

4.3. Проектная документация на (капитальный) ремонт квартир
подлежит обязательному согласованию с:
- архитектурной службой района, если проектом предусматривается
устройство неотапливаемых помещений за счет остекления лоджий,
балконов, веранд или террас, а также наружное утепление стен,
переделка элементов фасада здания;
- комитетом архитектуры, градостроительства и землеустройства
Минского горисполкома, если проектом предусматривается остекление
лоджий, балконов, веранд или террас, а также наружное утепление стен
или переделка элементов фасадов, выходящих на главные улицы,
бульвары, зеленые зоны общего пользования или площади города;
- Комитетом по охране историко-культурного наследия
Министерства культуры Республики Беларусь, если
ремонтно-строительные работы выполняются в домах, охраняемых
государством как историко-культурная ценность;
- предприятиями и организациями, осуществляющими техническое
обслуживание и надзор за безопасностью эксплуатации инженерных
систем и оборудования, если проектом предусматривается их демонтаж,
перенос или установка;
- ГП "Институт "Минскпроект", если проектом предусматривается
устройство или перенос дверных и оконных проемов, устранение
неисправностей несущих стен и каркаса, а также изменения
вентиляционных систем в домах крупнопанельного и объемно-блочного
домостроения;
- проектным предприятием, ранее выполнявшим проект капитального
ремонта дома, (при необходимости по требованию балансодержателя
дома).

4.4. Проектная документация на капитальный ремонт квартир
подлежит государственной вневедомственной экспертизе за счет средств
инициатора в случаях, если проектом предусматривается:
- устранение неисправностей несущих элементов и конструкций
здания;
- устройство или перенос проемов в несущих и наружных
ограждающих конструкциях;
- наружное утепление стен;
- разборка, устройство или перемещение перегородок;
- нарушение целостности гидроизоляции, пароизоляции и
теплоизоляции;
- переустройство вентиляционных систем;
- установка дополнительных стационарных приборов газо- и
электрооборудования.

4.5. Проектная документация на реконструкцию квартир подлежит
обязательному согласованию с:
- архитектурной службой района;
- комитетом архитектуры, градостроительства и землеустройства
Мингорисполкома, если ремонтно-строительные работы связаны с
изменением элементов фасадов, выходящих на главные улицы города,
бульвары, зеленые зоны общего пользования и площади города;
- Комитетом по охране историко-культурного наследия
Министерства культуры Республики Беларусь, если
ремонтно-строительные работы выполняются в домах, находящихся под
охраной государства как историко-культурные ценности;
- предприятиями и организациями, осуществляющими техническое
обслуживание и надзор за безопасностью эксплуатации инженерных
систем и оборудования, если проектом предусмотрен их демонтаж,
перенос или установка;
- ГП "Институт "Минскпроект", если реконструкция квартир
производится в домах крупнопанельного или объемно-блочного
домостроения;
- проектным предприятием, ранее выполнявшим проект капитального
ремонта или реконструкции дома;
- другими заинтересованными при необходимости по перечню,
определенному письменно в заключении администрации района о
разрешении выполнения проектных работ;
- балансодержателем дома, если квартира находится в доме
некоммунального жилого фонда.

4.5.1. Проектная документация на реконструкцию квартир за счет
средств инициатора подлежит государственной вневедомственной
экспертизе.

V. Производство и приемка строительно-монтажных работ

5.1. Инициатор имеет право приступить к производству
ремонтно-строительных работ после оформления соответствующего
письменного разрешения:
- балансодержателя - на капитальный ремонт либо ГП
"Стройнадзор" управления госстройнадзора Минского горисполкома
(далее - ГП "Стройнадзор") - на реконструкцию (в случаях, когда
проектом предусматриваются восстановление или замена элементов
несущих конструкций здания, устройство или перенос проемов в несущих
ограждающих конструкциях, замена инженерных сетей и оборудования с
увеличением их мощности или пропускной способности с присоединением
к существующим магистральным или внутриквартальным сетям).

5.2. Разрешение балансодержателя на производство
ремонтно-строительных работ оформляется по форме приложения 1 на
основании:
- согласованной проектной документации;
- экспертного заключения по проекту государственной
вневедомственной экспертизы (в случаях, оговоренных в пункте 4.4
настоящего Положения);
- письменно оформленных обязательств инициатора по форме
приложения 2;
- договора на технический надзор за производством работ.

5.3. Разрешение ГП "Стройнадзор" оформляется на основании
заявления инициатора.
К заявлению прилагаются:
- копия решения исполкома администрации района о разрешении
реконструкции квартиры;
- комплект согласованного проекта;
- заключение по проекту государственной вневедомственной
экспертизы;
- договоры подряда между инициатором и производителем
(производителями) работ;
- копия соответствующей лицензии производителя работ;
- договор на технический надзор за производством работ;
- письменные обязательства инициатора по форме приложения 2.

5.4. Государственный строительный надзор и технический надзор
за производством ремонтно-строительных работ осуществляются за счет
средств инициаторов.

5.5. Технический надзор за производством работ осуществляется
по договору с инициатором:
- в домах коммунального жилого фонда - жилищными
ремонтно-эксплуатационными объединениями (ЖРЭО) районов;
- в домах некоммунального жилого фонда - балансодержателями
домов либо организациями, осуществляющими управление совместными
домовладениями.
При отсутствии возможности у балансодержателя дома либо
организации, осуществляющей управление совместным домовладением,
осуществлять технический надзор за производством
ремонтно-строительных работ в соответствии с требованиями настоящего
Положения функции технического надзора осуществляют ЖРЭО районов на
договорной основе с инициатором.

5.6. Работы по (капитальному) ремонту или реконструкции должны
производиться с соблюдением правил организации производства и
приемки ремонтно-строительных работ, санитарной и противопожарной
безопасности с обязательным оформлением актов на скрытые работы.

5.7. В случаях, если в процессе ремонта или реконструкции
квартиры (квартир) вследствие производимых работ повреждены системы
инженерного оборудования, обеспечивающие функционирование здания или
его частей, а также появились деформации, трещины и другие изменения
в несущих и ограждающих конструкциях здания, работы должны быть
немедленно прекращены, а выявленные повреждения и их последствия
устранены за счет средств инициатора. В этом случае по требованию
Госстройнадзора, технического надзора или балансодержателя дома за
счет средств инициатора в целях подготовки соответствующего
экспертного технического заключения могут привлекаться
специализированные предприятия и организации, имеющие лицензии
Республики Беларусь на данный вид деятельности.
Приостановление производства работ и разрешение на их
возобновление оформляются письменно соответственно ГП "Стройнадзор"
либо балансодержателем дома или организацией, осуществляющей
управление совместным домовладением.

5.8. Законченные (капитальным) ремонтом или реконструкцией
квартиры подлежат обязательной приемке приемочными комиссиями,
которые назначаются балансодержателями домов либо организациями,
осуществляющими управление совместными домовладениями, и
осуществляют свою работу в соответствии с действующими нормативными
документами Республики Беларусь.

5.9. Приемочные комиссии формируются на основании заявлений
инициаторов.
К заявлениям должны прилагаться:
- заключение ГП "Стройнадзор" в случаях, когда разрешение на
производство ремонтно-строительных работ оформлялось ГП
"Стройнадзор";
- план квартиры, выполненный БРТИ г.Минска в случаях, если в
квартире произведены перепланировка, перенос, установка или демонтаж
инженерного оборудования;
- исполнительная документация на выполненные
ремонтно-строительные работы.

5.10. В состав приемочных комиссий включаются:
- инициатор ремонта или реконструкции;
- представитель балансодержателя дома либо организации,
осуществляющей управление совместным домовладением;
- технический надзор;
- представитель архитектурной службы района (в случаях, когда
выполненные работы связаны с изменением фасада здания).

5.11. В случае объединения 2 и более квартир, а также
перепланировки квартир с изменением количества комнат в акте приемки
указываются площадь, количество комнат и номер квартиры после ее
реконструкции.

5.12. Акт приемки утверждается балансодержателем дома либо
организацией, осуществляющей управление совместным домовладением.

5.13. Ремонтно-строительные работы не подлежат приемке в
случаях, если весь их объем или часть выполнены с отступлением от
согласованного проекта, без согласованной проектной документации или
с нарушением нормативно-технических требований к их качеству.

VI. Регистрация текущих изменений в составе жилищного фонда

6.1. Регистрация текущих изменений в составе жилищного фонда по
результатам (капитального) ремонта или реконструкции производится
БРТИ г.Минска за счет средств инициаторов по их письменным
заявлениям на основании:
- при капитальном ремонте - утвержденного акта приемки работ;
- при реконструкции (перепланировке) - решений исполкомов
администраций районов о разрешении реконструкции квартиры и
утвержденного акта приемки работ.

6.2. Допускается регистрация текущих изменений в составе
жилищного фонда по результатам реконструкции (перепланировки)
квартир без актов приемки работ - на основании решений исполкомов
администраций районов, принимаемых в порядке, определенном разделом
VII настоящего Положения.

6.3. Регистрация текущих изменений в составе жилищного фонда в
случаях устройства или разборки стенных встроенных шкафов и
антресолей, если это не влечет уменьшение площади квартир,
осуществляется по письменным заявлениям собственников, нанимателей и
арендаторов квартир, подписанным всеми сособственниками квартиры,
если квартира является частной собственностью, или прописанными и
проживающими совершеннолетними лицами, и по согласованию с отделами
архитектуры административных районов.

VII. Оформление правоустанавливающих документов
на изменения в жилфонде по фактам самовольной реконструкции
или капитального ремонта квартир

7.1. Рассмотрение и принятие решений об оформлении
правоустанавливающих документов по фактам самовольной реконструкции
(перепланировки) квартир, если выполненная перепланировка связана с
присоединением чердачных, подвальных, арочных пространств, помещений
колясочных, помещений технических этажей дома, а также
встроенно-пристроенных в дом помещений административного,
общественного, бытового и другого назначения, независимо от форм
собственности и ведомственной принадлежности жилищного фонда
относится к компетенции горисполкома.

7.2. Рассмотрение и принятие решений по фактам самовольной
реконструкции (перепланировки) квартир, если выполненная
перепланировка не связана с присоединением чердачных, арочных и
подвальных пространств, помещений колясочных, помещений технических
этажей дома, а также помещений встроенно-пристроенных в дом объектов
административного, общественного и другого назначения, независимо от
форм собственности и ведомственной принадлежности жилищного фонда
производится администрациями районов в порядке, определенном
настоящим Положением.
В случае, если инициатор реконструкции не инициирует
рассмотрение вопроса оформления правоустанавливающих документов на
выполненную реконструкцию (перепланировку) квартиры,
балансодержатель принимает необходимые меры в соответствии с
законодательством и сам инициирует рассмотрение данного вопроса в
администрации района.

7.3. Рассмотрение и принятие решений по фактам самовольного
(капитального) ремонта квартир (без выполнения перепланировки)
производится балансодержателями жилых домов либо организациями,
осуществляющими управление совместными домовладениями, в порядке,
определенном настоящим Положением.

VIII. Порядок рассмотрения вопросов администрациями районов
и балансодержателями оформления правоустанавливающих документов
на изменения в жилфонде по фактам самовольной реконструкции
или капитального ремонта квартир

8.1. Для рассмотрения вопроса оформления правоустанавливающих
документов по факту самовольно выполненной реконструкции инициатор
направляет в администрацию района ходатайство, подписанное всеми
сособственниками квартиры, если квартира является частной
собственностью, либо прописанными и проживающими в квартире
совершеннолетними лицами.
К ходатайству прилагаются:
- копия технического паспорта квартиры по состоянию до
перепланировки (если квартира является частной собственностью) либо
план квартиры (квартир) по состоянию до выполненной реконструкции,
заверенный территориальным ЖЭСом;
- копия лицевого счета или договор аренды;
- план квартиры (квартир) после реконструкции (перепланировки),
выполненный БРТИ г.Минска в течение одного месяца до подачи
заявления;
- перечень (описание) выполненных ремонтно-строительных работ;
- письменное заключение балансодержателя либо организации,
осуществляющей управление совместным домовладением, по факту
выполненной реконструкции (для жилого фонда некоммунальной
собственности).

8.2. Заявление подлежит рассмотрению в месячный срок с
подготовкой предварительного заключения или принятием решения.

8.3. В процессе рассмотрения заявления квартира подлежит
комиссионному обследованию с участием представителей
балансодержателя дома либо организации, осуществляющей управление
совместным домовладением, пожарной инспекции района, санитарной
службы района, а также, если реконструкция связана с изменением
внешнего облика дома, архитектурной службы района и других
заинтересованных по усмотрению администрации района.

8.4. В случае отрицательного комиссионного заключения
администрация района принимает решение исполкома об отказе в
оформлении правоустанавливающих документов на выполненную
реконструкцию с указанием сроков по полному или частичному
приведению квартиры в предыдущее состояние за счет средств
инициатора.

8.5. В случае положительного комиссионного заключения
администрация района письменно информирует заявителя о ходе
рассмотрения вопроса в форме предварительного заключения и для
принятия окончательного решения предлагает инициатору в конкретные
сроки дополнительно представить следующие документы:
- техническое заключение специализированного предприятия или
организации, имеющих лицензию Республики Беларусь на данный вид
деятельности, по выполненным ремонтно-строительным работам,
связанным с восстановлением, заменой или переустройством элементов
несущих конструкций и систем вентиляции; гидро- и пароизоляцией и
утеплением ограждающих конструкций; заменой и установкой оконной
столярки; устройством, сносом или перемещением перегородок;
- письменное заключение организаций и предприятий,
осуществляющих государственный надзор и техническое обслуживание
инженерных систем и оборудования дома, если при реконструкции
выполнялись работы по устройству, перекладке или переносу участков и
узлов инженерных систем, а также установке или демонтажу
стационарного инженерного оборудования;
- заключение Комитета по охране историко-культурного наследия
при Министерстве культуры Республики Беларусь в случаях, если
квартира размещается в доме, охраняемом государством как
историко-культурная ценность;
- заключение комитета архитектуры, градостроительства и
землеустройства Минского горисполкома, если реконструкция квартиры
связана с изменением фасада дома, выходящего на главную улицу,
площадь, бульвар, зеленую зону общего пользования;
- согласование с Министерством архитектуры и строительства
Республики Беларусь на отступление от строительных норм и правил,
если такие отступления имели место в связи с реконструкцией
квартиры;
- документы (решение собственника дома), подтверждающие переход
к инициатору прав собственности на помещения общего пользования,
если вследствие выполненной перепланировки такие помещения включены
в площадь квартиры *).

___________________________
*) Переход инициатору прав собственности на помещения общего
пользования оформляется в порядке, определенном пунктом 3.5 *)
настоящего Положения.

8.6. В месячный срок со дня представления инициатором
дополнительных материалов по перечню п.8.5 исполком района принимает
окончательное решение по вопросу оформления и регистрации БРТИ
г.Минска изменений в жилищном фонде с указанием новых технических
характеристик квартиры.
В случае, если инициатор без уведомления и уважительных причин
не представил администрации района в установленные сроки материалы
по перечню п.8.5, исполком принимает решение и соответствующие меры
по полному или частичному приведению квартиры в предыдущее состояние
за счет средств инициатора реконструкции.

8.7. Принимаемые решения исполкома администрации не освобождают
виновное лицо от ответственности в соответствии с законодательством.

IX. Ответственность за правонарушения

9.1. К правонарушениям при (капитальном) ремонте и
реконструкции квартир относятся:
- самовольное переустройство, перепланировка, реставрация,
изменение функционального назначения жилых помещений, а также
нарушение архитектурного облика домов, их элементов и деталей;
- несоблюдение проектных решений согласованной и утвержденной
проектной документации;
- нарушение обязательных требований нормативной документации;
- нарушение правил приемки работ;
- несоблюдение порядка и условий производства работ,
определенных настоящим Положением;
- самовольное строительство жилых и нежилых пристроек к дому, а
также переоборудование и включение в площадь (объем) квартир
чердачных, подвальных и арочных пространств, помещений технических
этажей, а также помещений встроенно-пристроенных в дом объектов
административного, общественного, бытового и другого назначения;
- порча жилых помещений, инженерного оборудования,
конструктивных элементов жилого дома, объектов благоустройства;
- нарушение правил пользования и содержания жилых помещений и
помещений общего пользования (вспомогательных помещений) дома;
- самоуправство в реализации своих интересов и ущемление
законных прав и интересов других граждан и их организаций.

9.2. Лица, допустившие правонарушения, обязаны устранить их
самостоятельно или по предписаниям балансодержателей домов или
уполномоченных лиц органов местного управления.

9.3. В случае возникновения в результате производства
ремонтно-строительных работ аварийного состояния дома, отдельных его
частей и конструкций, а также инженерного оборудования
балансодержатель дома обязан немедленно принять необходимые меры по
ликвидации аварийного состояния и его последствий в соответствии с
Положением о порядке расследования причин аварий зданий, сооружений,
их частей и конструктивных элементов.
Затраты, связанные с ликвидацией аварийных состояний и их
последствий, оплачиваются виновными лицами либо взыскиваются с них в
судебном порядке.

9.4. Контроль за соблюдением законодательства и настоящего
Положения при выполнении (капитального) ремонта и реконструкции
квартир осуществляют балансодержатели домов либо организации,
осуществляющие управление совместными домовладениями.

X. Термины и определения

Многоквартирный жилой дом - жилой дом квартирного типа,
состоящий из 2 и более квартир, входы в которые организованы из
вспомогательных помещений (помещений общего пользования) дома.
Жилой дом усадебного типа - одноквартирный либо двух- и
многоквартирный (блокированный) жилой дом, входы в квартиры которого
организованы непосредственно с придомового участка.
Балансодержатели многоквартирных жилых домов - предприятия,
организации и учреждения, на баланс которым переданы многоквартирные
жилые дома для их содержания и технического обслуживания.
Квартира - жилое помещение, состоящее из одной либо нескольких
жилых комнат, кухни и других подсобных помещений, вход в которые
организован с придомовой территории или из вспомогательных помещений
жилого дома.
Квартира в двух уровнях - квартира, жилые и подсобные помещения
которой размещены в двух смежных этажах и соединены внутриквартирной
лестницей.
Жилое помещение - помещение, предназначенное и пригодное для
проживания граждан.
Жилая комната - отдельное помещение для проживания в квартире.
Помещения общего пользования (вспомогательные помещения) жилых
домов - помещения, расположенные вне квартиры, для обеспечения
эксплуатации жилого дома: проходные пространства (тамбуры) при входе
в здание, лестничную клетку; вестибюли, лестничные клетки и лифты,
лифтовые холлы, колясочные, межквартирные коридоры, подвалы,
технические этажи и помещения, чердачные пространства, террасы,
галереи, веранды.
Тамбур - проходное пространство между дверями, служащее для
защиты от проникновения холодного воздуха, дыма и запахов при входе
в здание, лестничную клетку или другие помещения.
Терраса - огражденная открытая пристройка, надстройка к зданию
в виде площадки для отдыха, которая может иметь крышу; размещается
на земле или над ниже расположенным этажом.
Веранда - застекленное неотапливаемое помещение, пристроенное к
зданию или встроенное в него.
Холодная кладовая - кладовая, размещаемая в неотапливаемом
объеме здания (квартиры).
Чердак - пространство между поверхностью покрытия (кровли),
наружными стенами и перекрытием верхнего этажа.
Погреб - заглубленное в землю сооружение, располагаемое под
жилым зданием или пристроенное к нему.
Балкон - площадка, выступающая за пределы наружных стен здания
и открытая во внешнее пространство не менее чем с двух сторон,
служащая для отдыха в летнее время.
Лоджия - перекрытое и огражденное в плане с трех сторон
помещение, открытое во внешнее пространство, служащее для отдыха в
летнее время и солнцезащиты.
Общая площадь жилого помещения (квартиры) - сумма площадей
жилых и подсобных помещений квартиры с учетом лоджий, балконов,
веранд, террас, холодных тамбуров и кладовых (приложение 2 к СНиП
2.08.01-89 "Жилые здания").
Площадь квартиры - сумма площадей жилых и подсобных помещений
квартиры без учета лоджий, балконов, веранд, террас, холодных
тамбуров и кладовых.
Этаж технический - этаж, используемый для размещения
инженерного оборудования и прокладки коммуникаций; может быть
расположен в нижней (техническое подполье), верхней (технический
чердак) или средней части здания.
Этаж подвальный - этаж при отметке пола помещений ниже
планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещения.
Этаж цокольный - этаж при отметке пола помещений ниже
планировочной отметки земли на высоту не более половины высоты
помещения.
Оборудование инженерное жилых зданий (квартир) - комплекс
технических устройств, обеспечивающих благоприятные (комфортные)
условия быта проживающих, включая системы холодного и горячего
водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, газоснабжения и
электроснабжения, а также средства мусороудаления и пожаротушения,
лифты, телефонизацию, радиофикацию и другие виды внутреннего
благоустройства.
Конструкции несущие - строительные конструкции, воспринимающие
нагрузки и воздействия и обеспечивающие прочность, жесткость и
устойчивость зданий и сооружений.
Подсобные помещения - помещения, находящиеся внутри квартиры и
предназначенные для хозяйственных или бытовых нужд проживающих
(коридоры, санузлы, кладовые, прихожие, кухни и другие нежилые
помещения).
Перегородка - внутренняя конструкция, разделяющая смежные
помещения в здании (квартире).
Самовольное производство ремонтно-строительных работ -
производство ремонтно-строительных и монтажных работ без получения в
надлежащем порядке разрешения на производство указанных работ, без
наличия согласованного и утвержденного в установленном порядке
проекта или с отступлениями от него.
Жилой дом - здание, в котором более половины площади пола
занято жилыми помещениями.

Приложение 1
к Временному положению о порядке осуществления
ремонта и реконструкции жилых помещений (квартир)
в многоквартирных жилых домах в г.Минске
02.09.1999 N 909

РАЗРЕШЕНИЕ
N ___ на производство работ по (капитальному) ремонту
жилого помещения (квартиры)

Адрес жилого помещения (квартиры) _________________________________
Собственник, пользователь, арендатор жилого помещения _____________
___________________________________________________________________
Наличие согласованной с заинтересованными проектной документации
___________________________________________________________________
(указать наличие, проектную организацию, объектный шифр)
Заключение по проекту государственной вневедомственной экспертизы
от _____ N _______
Наличие других документов _________________________________________
(обязательства инициатора ремонта, договор
___________________________________________________________________
подряда и др.)
Технический надзор осуществляет ___________________________________
(фамилия, имя, отчество, должность,
место работы)
___________________________________________________________________
(указать предприятие, организацию или учреждение, на чьем балансе
находится дом, либо организацию, осуществляющую управление
совместным домовладением)

разрешает производство ремонтных работ жилого помещения (квартиры)
N ____________ в доме N ____ корп.N ____ по ул.____________________
Перечень разрешенных работ ________________________________________
___________________________________________________________________
Особые условия производства работ _________________________________
(сроки и условия производства
работ;
___________________________________________________________________
обеспечение санитарно-гигиенических условий проживания жильцов
___________________________________________________________________
дома, вывоз строительного мусора, уборка мест общего пользования
___________________________________________________________________
дома и др.)

Руководитель (ответственное должностное
лицо) предприятия, организации, учреждения,
на балансе которого находится жилой дом,
либо организации, осуществляющей управление
совместным домовладением _________ _____________
(подпись) (И.О.Фамилия)

"___" ______________ ____ г. М.П.

Приложение 2
к Временному положению о порядке осуществления
ремонта и реконструкции жилых помещений (квартир)
в многоквартирных жилых домах в г.Минске
02.09.1999 N 909 (рекомендуемое)

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
инициатора _____________________________________ квартиры
(капитального ремонта, реконструкции)

___________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество инициатора ремонта или реконструкции
квартиры - собственника, нанимателя (арендатора) квартиры или
уполномоченного лица)

при производстве работ ____________________________________________
по адресу _________________________________________________________
обязуется:

1. Производить работы в соответствии с:
- решением исполкома ____________ района от ______ N ____
- согласованной проектной документацией;
- Временным положением о порядке осуществления ремонта и
реконструкции жилых помещений (квартир) в многоквартирных жилых
домах в г.Минске, утвержденным решением Мингорисполкома
от __________ N ______

2. Обеспечить возможность осуществления технического надзора в
соответствии с договором на технический надзор от "__" _______ __ г.
N _____

3. В случае возникновения аварийного состояния несущих
конструкций жилого дома, а также его инженерных систем и
оборудования немедленно прекратить производство
ремонтно-строительных работ и обратиться ___________________________
(указать: балансодержатель,
___________________________________________________________________
аварийные службы ЖРЭО, УЖХ, Мингорисполкома, тел.)
с целью принятия соответствующих неотложных мер.

4. Компенсировать материальный ущерб, связанный с ликвидацией
аварийного состояния дома или его инженерных систем, возникшего в
результате выполняемых ремонтно-строительных работ по реконструкции
квартиры.
___________________________________________________________________
(особые условия, определяемые балансодержателем дома либо
___________________________________________________________________
организацией, осуществляющей управление совместным домовладением)

Инициатор _____________ ____________________
(подпись) (И.О.Фамилия)

"___" _______________ ___ г.